Самый знаменитый и популярный музей изобразительного искусства – Третьяковская галерея в Москве. Сюда стремится попасть каждый турист так же, как на Кремлёвскую площадь или на ВДНХ. В главном, 2-этажном корпусе музея выставлены произведения основной экспозиции. Они занимают 62 зала.
Среди них есть картина художника Поленова под названием «Право Господина». Именно о ней я и расскажу вам сегодня. Остальные работы экспонируются в других зданиях. Всего представлено 150 с лишним тысяч работ, которые распределены по 6 разделам:
- произведения древнерусского искусства;
- картины знаменитых живописцев с XVIII по XX век;
- работы русских графиков XVIII — XX в.;
- произведения русской скульптуры;
- антиквариат;
- послереволюционная живопись, скульптура и графика.
Оглавление
Музей старая Третьяковка
Первоначально Городскую художественную галерею создали братья-купцы Третьяковы, Сергей и Павел. Они выставили на всеобщее обозрение семейную историческую коллекцию картин, которые сначала расположили в родном доме. Постепенно, из-за увеличения количества картин, появились новые пристройки. После смерти Сергея, Павел подарил музей Москве. Теперь экспонаты размещаются в 16 залах.
Здесь вживую можно увидеть репродукции, знакомые из школьных учебников. В залах музея постоянно работают традиционные или временные выставки произведений знаменитых художников. Это Серов, Васнецов, Айвазовский, Саврасов и другие знаменитые авторы.
На выставке полотен Поленова присутствовало необычное для пейзажиста того времени произведение «Право Господина». Эту картину молодой художник написал во Франции в 1874 г., но она не была признана зрителями, так как они сочли ее неприличной. Неожиданно её приобрёл Павел Третьяков, она стала первой в его коллекции.
Автор Василий Поленов
Поленов Василий замечательный выдающийся художник, главный русский пленэрист и пейзажист XIX века. Его картину о Христосе и грешнице, которую общество не приняло, приобрёл император Александр III, а изображение московского дворика породило жанр интимного пейзажа.
Умение рисовать досталось мальчику от матери – литератора и художника-портретиста (её учил рисовать Карл Брюллов). В семье историка-археолога Дмитрия Васильевича, младший Поленов воспитывался с двумя братьями и двумя сёстрами. Младшая, Елена, также стала художником.
До серьёзного занятия живописью Поленов изучал точные науки и параллельно ходил на курсы художников. Там же раскрылись его музыкальные таланты, он даже сочил оперу о призраках Эллады. Позже, по настоянию отца, ещё учился на юридическом факультете Императорского университета и по личному желанию – в художественной академии изучал историческую живопись.
Так что в один год стал дипломированным юристом и художником. За картины не раз получал серебряные медали. В 1926 г. присвоено звание Народного художника РСФСР. Семьёй Поленов обзавёлся поздно, в 38-летнем возрасте, женился на купеческой дочери Наталье. Супруги вырастили 4-х дочерей и сына. Умер Василий Дмитриевич в 82 года.
Писать пейзажи молодой художник начал в Нормандии (середина 1870-х), будучи в тех местах в творческой командировке, под впечатлением мрачных, таинственных и величественных замков. Местная архитектура и привела Поленова в 1872 г. к сюжету картины о праве первой ночи и отношениях баронов к вассалам. К тому же автор в то время увлекался историческим жанром в живописи, а как юрист знал о пережитках феодальных порядков.
История создания
Скандальная работа была закончена в 1874 г, но без сложностей вызывающее название не обошлось. Особенно это шокировало родителей, и они предложили изменить название картины на более благопристойное. Однако в таком случае сюжет получился бы другим, поэтому художник нашёл компромиссное решение и переименовал готовую работу, назвав её «Право Господина».
Картину одобрили Крамской и Чистяков, но у молодого художника с тех пор пропало желание писать жанровые сцены, и он окончательно перешёл на лирические пейзажи. Любовь к красоте русской природы осталась у Василия Дмитриевича с детства, которую он видел, когда его привозили в Тамбовскую губернию, в Ольшанку в гости к бабушке. Здесь, в родовом имении, Вера Николаевна Воейкова прививала детям любовь к творчеству и поощряла увлечение живописью.
Сюжет полотна Право Господина
Сюжет основан на праве феодалов Средневековья лишать невинности обвенчанных девушек его владений. Такое право, в брачную ночь принадлежать Господину, подтверждалось законом «Первой ночи». Поэтому на переднем плане картины изображён такой Господин. Он, одетый в одежду расшитую золотом, возвышается над бедными девушками, выйдя на крыльцо. Стоит, самодовольно подбочившись, и оценивающе, с лёгкой ухмылкой разглядывает невест.
Центральную часть картины занимают три молодые девушки в тёмной одежде и с печалью в глазах. Ближе к зрителю стоит напуганная и смирившаяся невеста. Щёки её покраснели от стыда, взгляд потуплен. Та, что в середине, смотрит презрительно и дерзко. У третьей девушки, самой младшей, наивное и непонимающее выражение лица. Справа от этой группы изображён старик, который и привёл Господину девушек.
На лестнице, выше Господина, стоят двое мужчин, его ближайших помощников или друзей. Они напряжённо выжидают, что кто-то достанется и на их долю. На заднем плане слева – входные арочные ворота, которые охраняют стражники. Там застыли три молодых жениха и родственники невест. Картина написана на фоне типичного замка Средневековья, освещённого нежным серебристо-розовым предвечерним закатом.
О собаках на картине
Рядом с Господином стоят две охотничьи борзые собаки светлого окраса, которые в то время стоили целое состояние, подчёркивая тем самым могущество феодала. Они стоят по обе стороны от хозяина. Одна собака настороже, и внимательно присматривается к пришедшим людям. Вторая отвлеклась, но находится рядом.
Заключение
Картина «Право Господина» привлекает документально-визуальной точностью к деталям картины, не приукрашенным литературно-романтическим сюжетом и театрализованной сценой. Зрителю вполне понятно унижение и бесправие крестьян и демонстрация власти Господ. Несмотря на яркость масляных красок, после знакомства с картиной на душе остаётся мрачное впечатление.
Сразу же прошу прощения за качество фото. К сожалению эта картина была закрыта стеклом, в котором отражались лампы освещения. Как я не старался, как не располагал фотоаппарат, все равно свет отражался. Для меня важно в статье опубликовать собственные фото, поэтому, к сожалению, такое качество. Сорри …
Ужасный закон, девчонок жалко. Картина очень живописная, смотришь на нее и кажется что они сейчас оживут. Собачки красивые и действительно очень породные. Феодалы даже собак на показ выставляют, показывают какие они богатые.
Не совсем понял, зачем феодалу сразу три девушки, все-таки речь идет о праве первой ночи, а не праве на оргию. Мне кажется Поленов погорячился, а вот собаки получились у него отменно.
Картина производит двоякое впечатление. С одной стороны — испанский стыд, что такое вообще имело место быть в истории человечества, с другой — радость, что эти дикие времена остались позади.
Не могу сказать, что автору картины удалось в полной мере передать печальный драматизм ситуации, которую он решил описать на своем холсте. Собаки получились реалистично, но они не в центре сюжета.
Действительно, картина навевает мрачные, беспокойные мысли и предназначена не для спальни обывателя. Интересно, из какого языческого, варварского племени взялся этот обычай? Мне хочется верить, глядя на полотно Поленова, что светловолосая девушка, закрыв глаза, молится и Господь её услышит.
Да уж, нравы тогда царили дикие. Сильные пользовались своей безнаказанностью и творили, что хотели. Картина показывает, какое превосходство имеет этот господин над своими подчиненными.
Потрясающая картина. Просто присмотритесь, как подробно изображен рисунок на куртке господина. А ведь это нарисовано не тонким карандашом, а грубой кистью и красками. Потрясающе.
И чего тут неприличного? Просто не надо с нынешними приличиями в те времена лезть. Вполне нормальное дело было. Ну переспит разок со служанкой Господин, делов то. Лишь бы кормил да непосильной работой не мучил.