Картина Наполеон на охоте в Компьенском лесу в музее Петрозаводска

от Аркадий
17 просмотреть
A+A-
Сброс
Картина Наполеон на охоте в Компьенском лесу в музее Петрозаводска

Сегодня мы отправляемся в Карелию, на территорию большого природного заповедника с Ладожским озером, в живописный край диких лесов, рек, болот и множества озёр. На северо-западе Карелии – Финляндия, с северо-востока – Белое море, с юга, севера и востока Ленинградская, Вологодская, Мурманская и Архангельская области. Край привлекает летними белыми ночами и зимним северным сиянием. Только здесь находят легендарные камни шунгита, узнают о петроглифах, которые старше чем египетские пирамиды и о яблоневом саде, единственном на севере.

Столица Карелии

Столица республики Карелия обосновалась в старинном городе Петрозаводске (Онежское озеро, там, где впадает река Лососинка). Основал его в 1703 г. царь Пётр Первый, открыв здесь металлургический завод. До Москвы отсюда 1092 км, до Санкт-Петербурга – 415.

Табличка у картины Наполеон на охоте в Компьенском лесу

Художественный музей

Одна из достопримечательностей Петрозаводска – Художественный музей, год основания 1960-й. 2-этажное здание, памятник архитектуры XVIII в., расположено на площади им. Кирова, бывшей Соборной. Раньше здесь была Олонецкая мужская гимназия. Теперь в музее хранится 16 тысяч экспонатов:

  • произведения древнерусской карельской живописи XV-XIX вв.;
  • русского искусства XVIII-начала XX в.;
  • искусства России и Карелии XX в.;
  • западноевропейского;
  • декоративно-прикладные произведения.

Много произведений отдано в музей Государственным Русским музеем, Третьяковской галереей и Государственным Эрмитажем. Среди полотен много картин знаменитых русских живописцев и художников Венеции, Голландии, Финляндии, Франции. Работы исключительно подлинные, не фотокопии.

Фрагмент картины Наполеон на охоте в Компьенском лесу

Император Франции Наполеон Бонапарт

Художники-портретисты часто изображают знаменитых людей. Среди таких работ встречаются портреты полководцев, царей, императоров. Одним из любимых героев называют самую влиятельную фигуру в истории Европы – великого французского полководца, государственного деятеля, императора Франции Наполеона Бонапарта. Он начал править страной в 35 лет, с 1804 по 1815 гг. и умер в 1821 г. Наполеон – создатель особого политического режима, который именовался бонопартистским.

Автор

Первый раз Бонопарт был женат на Жозефине, второй брак – с Марией-Луизой Габсбург – Лотарингской, эрцгерцогиней Австрийской. Эта женщина изображена на полотнах Карла Варне, посвящённых охоте императора. Настоящее имя французского художника – Антуан Шарль Орас, родился в августе 1758, умер в ноябре 1836-го. Главный учитель Карла – его отец художник-пейзажист Клод Жозеф Верне. Сын Карла Орас стал историческим живописцем.

Любимые темы Карла Верне – бытовые сцены Парижа, охота, скачки, красивые лошади и охотничьи собаки. Император Наполеон произвёл Верне в чин офицера, и поручил запечетлевать на полотнах исторические битвы армии для прославления его военных удач. Так живописец начал писать батальные сцены с конными сражениями. Рисунки и зарисовки Верне, на которых изображены военные сцены и воины на лошадях хранятся в Санкт-Петербургском Эрмитаже.

Собаки на картине Наполеон на охоте в Компьенском лесу

Где оригинал

Кроме военных сцен армии Наполеона художник написал серию полотен, которые посвятил охоте императора с участием жены Марии-Луизы Габсбург – Лотарингской и его свиты. В Эрмитаже хранится знаменитый оригинал работы 1811 г. «Наполеон на охоте в Компьенском лесу». Эту картину, высотой 1 м 31 см и шириной 1 м 63 см, заказал сам император. Кроме неё Карл Верне написал «Выезд императрицы Марии-Луизы на охоту» и, совместно с Бидо, «Выезд императора и императрицы на охоту в Компьенский лес». Это полотно хранится в Париже в Музее Мармоттан.

Кто сделал копии

После написания оригинала, Верне и его ученики сделали 2 копии картины. Один экземпляр передан на хранение в версальский музей, другой выставлен в музее Петрозаводска. Главная отличительная черта произведений Карла Верне – достоверность и документальная правдивость событий. Особенно это заметно на полотне «Наполеон на охоте в Компьенском лесу». Поэтому все герои сюжета выглядят суховато, но точно.

Картина Наполеон на охоте в Компьенском лесу без рамки

Сюжет

На картине изображён сюжет завершения охоты – Наполеон стреляет в оленя, который оказался в западне. Переднюю линию полотна занимают охотничьи лошади с всадниками, дальше – собаки, несущиеся к оленю. На заднем плане верховые из свиты придворной знати и в центре этой массы стоит открытая повозка императрицы Марии-Луизы. Всё действие происходит на фоне высоких зелёных деревьев, которые передают глубину пространства.

Это интересно!
В Ночь Музеев работники Петрозаводского Художественного музея придумали забавную шутку. Посетителям предложили найти неточности в картине К. Верне «Наполеон на охоте в Компьенском лесу». Победителя ждал приз.

На весёлую императорскую охоту приглашали всех знатных вельмож, посетивших Париж в это время. Сам Наполеон не приветствовал популярную светскую забаву, но принимал участие, чтобы не нарушать придворный этикет. Кроме того он считал охоту местом демонстрации мужественности и лидерских качеств.

Собаки

Обязательные участники гона зверя – специально обученные, вышколенные, породистые охотничьи собаки. Причём для разной охоты держали «свою» породу. Поэтому у вельмож были большие псарни с Гончими, Легавыми, Борзыми, Спаниелями, норными и другими собаками. Собак Наполеона дрессировали для универсальной охоты, натаскивали на зверя и птицу. Они выслеживали, извлекали, гнали, по-необходимости убивали. Поведение питомцев для Наполеона символизировало его власть и господство.

Он сам учил их чётко выполнять команды, охранять, общаться, или догонять врага. Считая, что руководство не может быть без послушания, храбрости и верности, это требовал и от своих собак. Такими они и выглядят на картине.

Собаки задрали оленя на картине Наполеон на охоте в Компьенском лесу

Заключение

Не часто в провинциальном музее встречаются такие редкие алмазы, как малоизвестные картины. В основном, чтобы посмотреть на шедевры, едут в Москву или в Питер. А здесь, хоть и копия, но кисти самого Карла Верне. Во-первых, полотно поражает своими размерами, во-вторых, люди, одежда, животные и природа выглядят очень реалистично. Создаётся впечатление, что это искусно поставленный спектакль с потрясающими декорациями. А чётко продуманная автором композиция держит большое количество людей как единое целое.

0 0 голоса
Рейтинг

Вам также может понравиться

Подписаться
Уведомить о
guest

4 Комментарии
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ольга
Ольга
1 месяц назад

Очень реалистичная картина, кажется что вот вот она оживет и все задвигается и будут слышны все разговоры, топот лошадей, лай собак и крики…

Алексей
Алексей
2 месяцев назад

Это произведение искусства оживило исторический момент, когда великий Наполеон охотился в живописных карельских лесах. Художественный музей в Петрозаводске поразил своими богатствами, и экспонаты здесь просто потрясающие. Картина Карла Верне, олицетворяющая власть и мужество Наполеона, внесла особый шарм в коллекцию музея

Олеся
Олеся
2 месяцев назад

Картина очень эмоциональная, так как в ней задействовано большое количество людей на фоне природы. Все выглядит настолько реалистично, что просто завораживает и сложно оторваться.

Оксана
Оксана
2 месяцев назад

Такие монументальные картины не просто изображают какое-то действо, в них зачастую скрыт тайный смысл. Имеет значение, кто изображен, как они одеты, как смотрят, их позы и так далее.

Are you sure want to unlock this post?
Unlock left : 0
Are you sure want to cancel subscription?
4
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
-
00:00
00:00
Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00