Один из шедевров императорского фарфора тарелка Кавалеристы

от Аркадий
16 просмотреть
A+A-
Сброс
Тарелка Кавалеристы императорский фарфор

На сегодня у нас посещение государственного художественного музея в Архангельском. Это Московская область, рядом с Красногорском и Москвой-рекой. Сначала эта деревня называлась Уполозы, но после постройки храма, посвящённого Архангелу Михаилу, стала селом Архангельским. Здесь то и появился в начале XIX века дворцовый комплекс анфиладного типа. Затем, разграбленная и частично сожжённая войсками Наполеона усадьба досталась графу Николаю Борисовичу Юсупову.

Музей Архангельское

Восстанавливали дворец итальянские архитекторы. Они создали комплекс с тремя парками, к которым прилагались террасы, а главное здание оформили в классическом стиле. Из-за этих парков усадьба получила название Подмосковного Версаля. Самый примечательный павильон здесь – «Каприз», похожий на ротонду. На втором этаже малого паркового дворца расположен самый большой, Овальный, зал для балов и светских приёмов. Теперь здесь слушают классическую музыку.

Посмотрите небольшой видеоролик, в котором вам расскажут об одном из самых интересных помещений в усадьбе Архангельское – Овальный зал.

Главные экспонаты музея в Архангельском – скульптура, картины, книги и тонкий, белоснежный восточный фарфор из большой частной коллекции принадлежащей 5 поколениям Юсуповых. Здесь же хранятся сервизы и посуда, изготовленные в мастерских, которые были открыты Юсуповым в «Капризе» с 1818 г. В них расписывали белую посуду («бельё») с частного Императорского завода, или привозили из Франции. Спустя 5 лет у графа появилось собственное производство по отливанию фарфора.

Императорский фарфор в Архангельском

Императорский фарфор в Архангельском

Появление своей фабрики

Расписывать посуду доверяли специально обученным французскими мастерами крепостным крестьянам. Темы миниатюрных росписей, с добавлением собственных элементов, брали со знаменитых картин и портретной живописи, которые были в галерее у графа Юсупова. Но чаще расписывали цветочными мотивами, рисунки которых копировали из ботанических атласов, или мифологическими сценами. А в этом видеоролике вам подробно и со знанием дела расскажут обо всем Государственном музее-усадьбе «Архангельское».

Особенно хорошо получалась у крепостных живописцев компоновка рисунка и аккуратное вписывание в круглую форму прямоугольного изображения на каротинах. Цветовая гамма предпочиталась сдержанная и лаконичная, к которой удачно подходит позолота. Изображения народных умельцев получались слегка наивными и провинциальными, но тонкими и изящными, с особенным очарованием и теплотой, делая их уникальными и самобытными.

Всего в коллекции Николая Борисовича насчитывают 400 с лишним фарфоровых изделий XVI-XX вв. из Саксонии, Китая, Франции и России.

Это интересно!
Шедевры, созданные в юсуповских мастерских, никогда не продавали и не продают, поэтому и теперь они редкость. Их делали только для коллекций или для одаривания высокопоставленных особ.

Художник Свебах

Больше всего живописцам нравилось выписывать на подарочных чайных парах, на чашках и блюдцах сцены картин, которые писал Жак Франсуа Свебах-старший (Де Фонтен). Художник любил изображать быт военных, сюжеты с кавалькадами, кавалеристами, бивуаками и конными сражениями. Особенно хорошо у Свебаха получались лошади, которые присутствуют на всех его картинах. Также отлично у него получалась группировка фигур, изображение перспективы, удачный выбор натуры, светотеневые моделировки, но картины получались суховатыми.

Музейная табличка

Музейная табличка

Расписывая фарфор императорского завода, художник начал писать в новом стиле. Это была широкая и свободная манера росписи сродни акварели и с элементами ампира. К картинам Свебаха этого периода относятся Всадники и прачки и Привал кавалеристов – эпизоды из начала войны 1812 г. Картины выставлены в Архангельском музее-усадьбе.

Тема картины оригинала

О том, что это начало военных действий, можно судить по чистой, не потрёпанной одежде кавалеристов и крестьянки, сытых и откормленных изящных лошадях, а также наличию домашнего скота и не тощих собак. Рядом на картине стоит крепкое сельское строение, ещё не тронутое войной. Среди живописной группы гусар и женщины бросается в глаза фигура кирасира, оказавшегося здесь непонятным образом. В то время военные кавалеристы этих родов войск постоянно соперничали между собой.

Сюжет

Для росписи тарелки народные умельцы взяли только центральную часть сюжета картины Привал кавалеристов, поэтому произведение назвали просто – Кавалеристы. Справа изображён сидящий кирасир, он прислушивается к разговору гусара и крестьянки. В центре стоят две изящные осёдланные лошади белой и каурой масти.

Тарелка Кавалеристы крупным планом

Крупный план

Слева, позади белоснежного скакуна, стоит кавалерист-гусар. Судя по красному доломану (мундир) – Изюмского или Александрийского полка. На его голове кивер (специальный головной убор) со сложенным для похода султаном. Поверх ботиков (короткие сапоги с кисточками) рейтузы синего цвета, хотя в поход обычно надевали штаны серого цвета. Сюжет изображён внутри венка из полевых цветов, а также позолоченной и синего цвета окружностей.

Изображение собаки

Если внимательно присмотреться, на картине изображено три собаки, но на тарелку попала только одна, которая стоит рядом с кирасиром. Это охотничий породистый пёс, скорее всего породы Легавая. Таких дорогостоящих собак в то время заводили помещики. Откуда они взялись здесь? Остаются лишь предположения: или хозяева сбежали и бросили питомцев, или псарня расположена рядом. Если это брошенные собаки, они идут к людям в поисках корма.

Тарелка Кавалеристы изображение собаки

Собака крупным планом

Заключение

Оба произведения, картина и тарелка, интересны и привлекательны сюжетом, над которым можно поразмышлять, оттенками и, особенно исторической правдивостью. Примечательно то, что картина написана настоящим мастером, а тарелка – народными умельцами. От этого изделие получилось наполненное индивидуальной прелестью, авторской фантазией, изысканным обаянием и душевной теплотой.

0 0 голоса
Рейтинг

Вам также может понравиться

Подписаться
Уведомить о
guest

5 Комментарии
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Егор
Егор
1 месяц назад

Тарелка неплохо смотрится, хотел бы, чтобы что-то подобное было нарисовано на тарелке ребенка, тогда бы у него реже были проблемы с аппетитом. А вот как предмет искусства я ее не воспринимаю.

Ирина
Ирина
1 месяц назад

Я бы просто полюбовалась на эти тарелочки, без детального рассмотрения. Возможно художник просто так нарисовал лошадей и собачку, и не стоит размышлять откуда эта собачка взялась.

Денис
Денис
1 месяц назад

Сложно ждать от такого искусства точности сходства с изображаемыми животными и людьми. Но мне понравилась яркость красок и попытка передать динамику происходящего, а не просто статичные фигуры.

Ольга
Ольга
1 месяц назад

Были мы в Архангельском, видели эти тарелочки на них любоваться можно часами, они не хуже самой картины. Как можно с такой красоты кушать. Собаку и правда сложно увидеть и как ее лошади не затоптали.

Яна
Яна
1 месяц назад

Интересная картина получилась, столько в ней деталей ) Если честно, то я собаку могла бы и не заметить, если бы не прочла в описании. Хотела бы я на такую тарелку посмотреть вживую ))

Are you sure want to unlock this post?
Unlock left : 0
Are you sure want to cancel subscription?
5
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
-
00:00
00:00
Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00