Картина Всё в прошлом

Посетители идут в Третьяковскую галерею не только для того, чтобы посмотреть шедевры прославленных живописцев, но и увидеть такие работы, как картина не столь известного художника В. Максимова «Всё в прошлом». Знаменитое полотно с пожилыми женщинами и собакой принадлежит большому собранию произведений искусства Галереи, которое насчитывает 150 с лишним тысяч предметов. Расположены экспонаты в 106 залах крупнейшего художественно — исторического музея российского изобразительного искусства.

Третьяковская галерея

«Третьяковка» – не только одно центральное здание. Это филиалы в Инженерном корпусе и на Кадашевской набережной, дома — музеи, толмачёвский храм. А есть еще и огромное помещение на берегу реки Москва — Новая третьяковка. В каждом здании представлены произведения определённой эпохи или группы живописцев. Кроме картин, скульптур и предметов декоративно-прикладного творчества широко представлены исторические драгоценные изделия.

Русский меценат Павел Третьяков

Год основания Галереи – 1856-й благодаря купцу Павлу Михайловичу Третьякову. Уже на следующий год в музее побывали первые посетители, а спустя 35 лет владелец музея передал экспонаты и дом в дар Москве. Коллекция началась с приобретения Третьяковым двух картин и постепенно пополнялась другими произведениями. В 1874 г. он приобрёл знаменитую «Всадницу», лучшее парадное произведение Брюллова. Картина изображает портрет девушки верхом на вороном коне в сопровождении собаки. Ещё одна собака стоит рядом с маленькой девочкой-зрительницей.

Картину «Всё в прошлом» выставляли на выставке, посвящённой художникам-передвижникам и в Московском художественном училище. Затем Павел Третьяков выкупил её у Максимова, и добавил в свою коллекцию. С тех пор картина с пожилыми женщинами и старой собакой – собственность Государственной Третьяковской галереи.

Табличка к картине русского художника Василия Максимова Все в прошлом

Автор Василий Максимов

Василий Максимов родом из обычной, но грамотной семьи крестьян деревни Лопино, Новоладожского уезда, Санкт-Петербургской губернии, его год рождения 1844-й. С детских лет будущий художник видел многовековые традиции сельской жизни, старинные обряды, красивую резьбу и ручную вышивку. И всё это в сочетании с русской природой, кошками, собаками – неотъемлемой частью жизни в селе. Став художником, после обучения в Императорской Академии художеств, Максимов переносил свои детские впечатления и воспоминания на холст.

Отказавшись от стажировки в Италии, Василий Максимович поселился в деревне Шубино неподалёку от Твери, чтобы писать реалистичные картины на темы жизни русских крестьян. На работу его приняли в когда-то роскошную, но состарившуюся графскую усадьбу учить детей живописи. В той же деревне он встретил свою будущую жену Лидию Измайлову, дочь небогатой генеральши.

Описание и фото

Под влиянием воспоминаний о родной деревне и впечатлений от графской усадьбы у молодого художника появилась задумка написать картину о старом забытом имении. Почти три десятка лет Максимов размышлял о сюжете и готовился к написанию полотна. В начале 1880 гг. он начал писать этюды с эскизами со старого сада маленькой усадьбы в Любше, которая досталась им с женой в наследство. Барский дом на картине художник написал с соседнего дома помещицы, барыню – с невестки, жены брата, собаку, скорее всего, с собственного домашнего питомца.

Работа над картиной началась в 1888 г и продолжалась больше года. Художник внимательно выписывал все детали, чтобы изображение получилось более реалистичным и эмоциональным. Критики позже отметили, что героини получились изумительно правдивыми и лживыми. В 1889 г. готовая картина была представлена на суд зрителей, где её оценили по достоинству. Отметили, как мастерски отражена идея о тоске по прошлому и ушедшему, как чётко передана эпоха и контраст между людьми разных сословий.

После полотна «Всё в прошлом» Василий Максимов больше не создал ни одной значительной работы, поэтому его до сих пор называют художником одной картины, однако это произведение кормило его семью на протяжении всей жизни. Картина была настолько популярна, что автора часто просили написать копию. Таким образом, он повторил написание картины «Всё о прошлом» 42 раза.

Картина русского художника Василия Максимова Все в прошлом

Сюжет и задумка художника

Главные героини сюжета – две женщины, отдыхающие тёплым весенним днём у крыльца бревенчатого дома. Слева в кресле расположилась пожилая и больная (рядом стоит трость) барыня – хозяйка усадьбы. Даже в таком возрасте весь её вид выдаёт в ней благородную и статную даму. Под спиной подложена большая подушка в белоснежной наволочке, ноги она расслабленно устроила на специальную подушку с вышивкой и кистями.

Голова барыни покрыта белоснежным кружевным чепцом с лентами. Одета она в пёстрое шёлковое платье и тёмную бархатную накидку с меховой оторочкой, руки украшены золотыми перстнями. Поддавшись дремоте или воспоминаниям, женщина сняла очки в золотой оправе и продолжает их держать в опущенной руке.

Справа, на ступеньке крыльца, пристроилась такая же пожилая помощница барыни. На ней скромный деревенский наряд из пёстрой тёмной юбки, клетчатого передника и тёплого шушпана (вид кофты или пиджака). На голове чёрный с маленькими белыми цветочками ситцевый платок. Прислуживая хозяйке, она между делом занимается и вязанием.

На картине мастерски показаны различия между социальными классами людей. Во-первых – одежда. Второе – для барыни чай налит в изящную, позолоченную чашку, и в массивную – для служанки, которую она поставила рядом с собой на ступеньку. Третье различие – барыня смотрит вдаль и прямо с полуулыбкой на лице, а у помощницы глаза опущены, взгляд потухший и тоскливый.

Под стать престарелой хозяйке – вид состарившегося барского дома за когда-то ухоженной лужайкой. Крыша рассыпается, окна и двери заколочены, высокое крыльцо зарастает травой. Старые деревья в заброшенном саду сохнут, некоторые уже срублены. Вокруг тихо и спокойно. Для написания пейзажа Максимов выбрал светлые тона тёплых насыщенных оттенков. Чтобы разбавить грусть пожилых героинь и добавить эмоциональности картине, в центре полотна художник поместил распустившуюся сирень.

Собака на картине русского художника Василия Максимова Все в прошлом

Собака в составе композиции

Ещё один приметный персонаж картины – спокойно лежащая на дорожке у ног хозяйки старая кудлатая собака, схожая с одной из разновидностей Спаниелей. Средними размерами, округлой головой, длинными висящими ушами и кудрявой шерсть питомец похож на Куропаточную собаку, Французского спаниеля, Кламбера или Коикерхондье. Спаниели – активные, трудолюбивые, верные и послушные собаки. Этот, наверное, остался от большой своры охотничьих собак, которых держал муж-охотник барыни, которого она пережила.

Собака, как и хозяйка, видимо тоже вспоминает своё прошлое, как её любили и баловали, и то время, которое у неё было наполнено охотой и гонками за зверем. Теперь не с кем охотиться, да и силы уже не те. Верному и преданному, пятнистому псу остаётся только охранять хозяйку, и доживать с ней последние дни. Да и в охране уже нет надобности – гостей здесь больше не бывает, случайные путники тоже большая редкость. А когда-то, в сезоны охоты, сюда приезжало много гостей-охотников со своими лучшими собаками. В те времена их покупали по большой цене, или выменивали за несколько семей крепостных крестьян.

Заключение

Максимов создал правдивый, понятный и запоминающийся сюжет о том, как жили баре и простые люди, а главное – что весёлая и безбедная жизнь «хозяев» не вечна. От картины веет теплотой, покоем и умиротворением.

guest

5 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Настя
Настя
24 дней назад

Такой простой сюжет, но картина приковывает взгляд. Хочется рассмотреть каждую деталь и ничего не упустить. Картина пронизана печалью и тоской по минувшим дням — действительно, все осталось в прошлом. Впереди только одиночество и закат жизни.

Григорий
Григорий
26 дней назад

Смотришь на данную картину и погружаешься в такую атмосферу, в которой дух захватывает от того, что все может так быстро закончиться. Очень тонко изображена наша жизнь, которую не избежать.

Виктор
Виктор
27 дней назад

От данной работы так и разит грустью. Я бы назвал ее «Все кончено и ничего не вернуть». Автор, конечно, талантлив, но грусти изрядно навел. На самом деле я не поклонник такого творчества.

Ольга
Ольга
27 дней назад

Интересная картина, с первого взгляда понимаешь о чем и о ком она. Вроде все печально для пожилых женщин и в тоже время, весна все цветет и солнышко греет. Собака кажется тоже тоскует по былым временам, но в тоже время такое ощущение что позови ее и она с удовольствием побежит рядом на прогулку.

Катя
Катя
Ответить на  Ольга
22 дней назад

Вот-вот, и я это заметила. Приближенное изображение собаки позволило нам увидеть, что взгляд у неё довольно живой. Она, конечно, верна своей старенькой хозяйке. Но в глазах как-будто написано: «Интересно, кто будет моим новым хозяином?»

5
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x