Полное название одной из многочисленных жемчужин Петербурга звучит впечатляюще – Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный Русский музей. Действительно, это первый в России именно государственный музей произведений русского искусства. Под размещение экспозиции были выкуплены казной Михайловский дворец и корпус Бенуа. Портрет княгини Юсуповой экспонируется в Михайловском дворце. Об этой картине и будет рассказ.
Вы никогда не задумывались, сколько раритетов хранится в Русском музее? По уточнённым современным данным, количество предметов русского искусства периода с X по XXI век, насчитывает более четырёхсот сорока тысяч единиц хранения. Это превышает собрание Третьяковской галереи, которое составляет более ста восьмидесяти тысяч единиц хранения.
Причина этого заключается в том, что Третьяковская галерея – частное собрание. Создание и пополнение экспонатов Русского музея изначально находилось под патронатом императорской семьи.
Оглавление
Художник Серов Валентин Александрович
Родился 19 января 1865 года в Санкт-Петербурге. Скончался 5 декабря 1911 года в Москве. Первый учитель Валентина Александровича – сам ещё в то время молодой Илья Репин. Способности проявились рано.
Серов поступил в петербургскую Академию художеств, но не закончил. Пожелал работать самостоятельно и бросил учёбу. Жизнь Серова изобилует переездами, эпизодами проживания за границей и во многих местах на территории России. Значимым является пребывание в Абрамцеве, имении известного мецената Мамонтова. Здесь Серов пишет первую значимую и широко известную работу – Девочка с персиками.
Творчество Серова можно разделить на три периода:
- в период с 1880 года по 1890 год – работы художника выполнены в стиле реализма и импрессионизма, в этот период создана картина Девочка с персиками;
- в период с 1890 года по 1900 год приоритет в творчестве смещается на внимание к деталям, на достижение выразительности, в этот период создана картина Пётр I, в этот же период Серов становится портретистом императорской семьи;
- в период с 1900 года по 1911 год – Серов уже зрелый мастер, экспериментирует с приёмами, стилями, техниками.
В последний период создана и картина Портрет княгини Юсуповой.
Описание картины Портрет княгини Юсуповой
Одна из первых красавиц империи, представительница богатейшего рода империи, замечательный человек. Современники отмечали простоту, скромность, образованность, аристократизм. Всё это – характеристики Зинаиды Николаевны Юсуповой. При создании полотна Портрет княгини Юсуповой, Валентин Серов отошёл от традиций парадного портрета.
Создание портрета проходило в Юсуповском дворце на Мойке. Этот дворец и сейчас поражает роскошью интерьеров. Во времена написания картины даже императорская семья отмечала интерьеры как «царские». При этом для позирования выбран хотя и относительно, но самый скромный интерьер.
Княгиня изображена в свободной позе. Наряд княгини изящный и роскошный, но далёк от парадного. Смотрится композиция естественно, отсутствуют характерные для парадного портрета театральные, надуманные позы и движения. Предметы интерьера, фигура княгини создают атмосферу спокойного домашнего комфорта. При этом они же свидетельствуют о сохраняемой аристократической традиции.
Владение широким спектром изобразительных приёмов позволило художнику передать элегантность, мягкость и внутреннюю красоту княгини. На картине есть персонаж, традиция изображения которого на портретах аристократок сохраняется с эпохи Возрождения. Рядом с княгиней, которая была известна как любительница собак, изображён её любимый питомец.
Портреты княгини Юсуповой создавали многие художники. У Серова есть несколько вариаций изображения, но они носят камерный характер. Маковский занимался созданием портрета княгини Юсуповой, французский художник Франсуа Фламенг также отметился созданием портрета княгини Юсуповой.
Изображение собаки
Питомец княгини, изображённый рядом с ней, заслуживает особого внимания. Порода собаки достоверно известна. Это – белый Немецкий Шпиц. Утверждать это можно не только по изображению на портрете, но и на основании воспоминаний современников. Родина породы – Германия.
Во время путешествий, английская королева Виктория обратила на породу внимание и привезла несколько особей в Англию. И, что может быть необычно для королевы, стала заводчиком привезённой породы. С этого времени Немецкий Шпиц входит в моду, становится статусной породой. Многие аристократы обзаводятся маленькими Шпицами.
Популярность декоративных разновидностей породы переживала взлёты и падения. В период написания картины Портрет княгини Юсуповой, статус породы в России был на подъёме. Именно поэтому изображена Зинаида Николаевна в компании с любимым питомцем. Несколько смущают размеры собачки. Следует сказать, что представители породы Шпиц того времени такими и были. При этом селекция в направлении уменьшения размеров уже проводилась.
Некоторые факты
Знакомство с биографией и творчеством Серова поражает обилием событий и многогранностью дарования. При том, что художник обрёл известность как портретист, в его наследии пейзажи, жанровые, бытовые сцены. Современники отмечают профессиональную безжалостность к тем, кто позировал. Картина Девочка с персиками создавалась месяц. Портрет княгини Юсуповой потребовал 80 сеансов позирования!
Сам художник говорил, что хотел добиться свежести, которая присутствует в реальной жизни, но пропадает на картинах. Кроме того Валентин Александрович стремился в деталях отразить состояние и внутренний мир того, чей портрет писал. Достиг в этом такого мастерства, что по одному из портретов врач точно установил диагноз.
Сам Серов зачастую отзывался о себе как о шарлатане в мире настоящих живописцев. Выражу свое личное мнение — шарлатаном он никак не был. Об этом свидетельствует тот факт, что он был портретистом императорской семьи. И не только. Современники описывают, что практически все родовитые семейства империи занимали очередь на написание Серовым их портретов.
Картина Портрет княгини Юсуповой современники и критики оценили высоко. Утверждали, что создав такую картину, Серов вышел на мировой уровень великих мастеров.
Потрясающий портрет! Серов, конечно, мастер своего дела. Впечатляет, как он сумел передать не только внешнюю красоту княгини Юсуповой, но и её внутренний мир, её аристократизм и при этом естественность. Интересно, что он отказался от традиционного парадного портрета и создал такую уютную, домашнюю атмосферу на картине. Собачка, кстати, тоже добавляет шарма. Не знал, что немецкие шпицы были так популярны в то время.
Серов — замечательный портретист, но вот животные ему очевидно удаются несколько меньше. Зверь на картине смотрится весьма правдоподобно, но я бы сказал, что он больше похож на волка чем на собаку.
Собака не является основным персонажем, который изображен на картине. Если это действительно немецкий шпиц, то изображение животного удалось известному художнику только частично.
Люблю картины этого известного мастера. Портрет показался мне тоже очень удачным и достаточно точным при передаче женских черт. Изображение собаки также производит приятное впечатление.
Ох какая женщина. Красота, стать, осанка … Куда все подевалось за 100 лет? Красотки есть и сейчас, а вот истинную красавицу встретить практически нереально. Одни модельки худосочные и все туда же. Типа победительницы конкурсов красоты.
Серов большой мастер-портретист. Очень понравилась эта картина, у него получилось передать красоту и обаяние позировавшей ему женщины. Собака изображена менее достоверно.
Истинная КНЯГИНЯ во всем. Как держится — величественно, но в то же время просто, приязненно. Но и мастерство художника тут тоже филигранно, так написать портрет мог только настоящий талант, уникальный! Какое время было …
Красивая женщина, статная. Порода чувствуется за версту. Жаль, но таких сейчас не делают (((
Я никогда раньше не слышала про эту женщину. Рада была почитать о ней. Интересная статья. Понимаю художника, работать с такой внешностью одновременно и праздник и серьезное испытание. Я уверена, что даже если бы портрет получился неудачным, княгиня бы все равно его тактично похвалила, но получился просто шедевр. Можно смотреть на него очень долго.