Знаменитое полотно Петр с цесаревной Елизаветой кисти Валентина Серова хранится в фондах Русского музея в Санкт-Петербурге, в крупнейшем музее, в котором представлены произведения русского изобразительного искусства. А также – в одном из уникальнейших архитектурно-художественных комплексов исторического центра северной столицы. Комплекс включает дворцы, 2 сада, флигели и службы.
Оглавление
Русский музей
Для посетителей музей открыли весной в 1898 г. В экспозициях залов представлены предметы и произведения искусства, которые раньше хранились в Александровском дворце, Зимнем и Гатчинском, в Художественной академии и в фондах Эрмитажа. Выставлены частные коллекции, которые безвозмездно подарили музею собиратели. Теперь здесь насчитывается 420 с лишним тысяч предметов, которые подробно рассказывают об изобразительном искусстве в России и его развитии, начиная с Х века.
В музее хранятся произведения русской и советской живописи, скульптуру, графику, мебель, предметы из фарфора, стекла, металла, покрытые резьбой. А также виды тканей, вышивку, кружевные изделия и другие предметы. Большая часть ретро экспонатов расположена в залах Михайловского дворца, другие выставки демонстрируются в залах Мраморного и Строгановского дворцов, Михайловского замка и корпуса Бенуа.
Посмотрите очень интересную телепередачу Советского телевидения, снятую в 1982 году о картинах Валентина Серова. Закадровый текст читает Юрий Яковлев. Его бархатный, по настоящему мужской голос, поможет вам лучше понять значимость творчества великого русского художника.
Автор Валентин Серов
Среди картин Репина, Врубеля, Сурикова и других висят не менее знаменитые произведения Валентина Серова. Великого художника знают как автора картин в особом стиле – сочетании портрета, интерьера и пейзажа. Так же, как автора иллюстраций, преподавателя живописи и члена совета «Третьяковки».
Будущая знаменитость родилась в музыкальной семье в 1865 г. в северной столице России. С 6 лет ребёнок воспитывался в трудовой коммуне на Смоленщине, а через год мать забрала его в Мюнхен. Там мальчик начал учиться рисовать у местного гравёра Карла Кеппинга. Позже учителем Серова стал молодой Илья Репин, с которым он попал в Москву, затем – учёба в Петербургской академии художеств у Павла Чистякова.
Сравнивая свои работы с картинами Врубеля и других талантливых студентов, Валентин испытывал закомплексованность, хотя он писал не хуже, но несколько по-другому. Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещённая солнцем» (1888 г.) моментально стали знаменитыми. Дело в том, что автору, кроме изображения внешности, удалось передать характер и внутренний мир моделей. После сотрудничества с Дягилевым Серов стал известным мировым художником, эталоном и лучшим портретистом того времени.
Сюжет картины Петр с цесаревной Елизаветой
В 1900 г. полковник Кутепов, заведующий хозчастью во дворце, предложил знаменитым живописцам иллюстрировать книгу о Царской императорской охоте. Лучшими были признаны работы Серова, и первым в серии иллюстраций представлено изображение «Императора Петра II и цесаревны Елисаветы Петровны, как они выезжают верхом из с. Измайлово на псовую охоту осенью». Позже иллюстрацию стали демонстрировать как самостоятельное произведение за её точное отражение современного восприятия эпохи после правления Великого Петра.
Размеры картины Петр с цесаревной Елизаветой, написанной маслом на холсте, 39 на 41 см. С 1912 г. полотно является экспонатом Русского музея после преподнесения его в дар Николаем II. Реставрировано произведение Е. Ю. Щукиным в 1992 г. Серов изобразил на картине Петра II, внука Петра I и Елизавету Петровну, дочь Петра Великого, которая позже станет российской императрицей.
Приступая к написанию историческим тем, Серова всегда волновали судьбы России. А это маленькое изображение стало лучшей картиной, которая иллюстрирует историю России в XVIII веке. На фоне осеннего чисто русского пейзажа с церковью скачет длинная кавалькада охотников, одетых в яркие мундиры. Перед зрителем раскрывается удивительная эпоха с повседневной, пока ещё русской жизнью, но которую уже маскируют под европейскую.
Автор чётко обозначил яркий контраст между персонажами и видом русской действительности. Сюжет написан легко и солнечно, с добавлением светлых акцентов и ярких интонаций, хотя сам живописец по натуре был человеком молчаливым, замкнутым и даже угрюмым. Изображая главные образы, Серов применил длинные мазки для изображения стремительности движений, её динамики. Может быть, с дополнительным смыслом – жизнь молодого императора Пётра II оборвалась очень рано, в 12 лет. Картина Петр с цесаревной Елизаветой притягивает зрителя сильной энергией и эмоциями, которые передались от автора при её написании.
Центр картины занимают два изящных и грациозных, молодых всадника, которые задорно и весело мчатся на резвых лошадях. Ближе к зрителю Серов расположил 20-летнюю Елизавету, родную тётю 14-летнего императора, дочь Петра I. Молодых людей объединяла нежная дружба и общая страсть к охоте с собаками, на которую они часто выезжали вместе.
Пылкий юноша был без ума от прелестной, весёлой, доброй и умной девушки. Многие мужчины обращали внимание на её ярко-синие глаза, пепельные вьющиеся волосы, тонкий стан и высокую грудь. Кроме того молодая цесаревна была ловкой и отважной наездницей. В сюжете картины Петр с цесаревной Елизаветой, Серов ярко и умело передал юношескую влюблённость императора. Его взгляд, полный обожания, взмах хлыста, чтобы скакать рядом с девушкой на такой скорости, что приходится придерживать треуголку.
Елизавету автор изобразил улыбающейся прелестницей в роскошном мужском охотничьем костюме, крепко сидящей на несущемся белом коне. Став императрицей, она также любила надевать такую одежду и выезжать верхом на лошади белой масти. Это видно по фарфоровой статуэтке, выпущенной Мейсенской мануфактурой.
Слева на картине стоит пожилой крестьянин, с удивлением разглядывающий императорский выезд и длинную колонну свиты. Рядом с ним убогая странница, склонившаяся перед величественными особами. Оба не обращают внимания на грязь, которая разлетается из-под ног несущихся лошадей. То, что лошади несутся во весь опор, видно по развевающимся волосам цесаревны, хвостам коней и закушенным ими удилам.
В качестве фона художник изобразил вид убогого и притихшего русского селения со скромной церковью и накренившимися избушками. От шума и грохота проносящихся всадников в небо поднялись растревоженные птицы, испуганно выбежала дворовая собачонка. Под влиянием лирически изображённого пейзажа сельской местности формируется художественный образ картины в серых тонах. Всё действо происходит ненастным осенним днём под серым небом, по которому бегут серые облака, вдали ярким пятном выделяются жёлтые поля.
Собака в составе композиции
Чуть впереди всадников, обгоняя лошадей, стремительно и увлечённо мчится белая с рыжими пятнами Русская псовая борзая. Таких собак в псарне Петра ІІ было не меньше 400, кроме них были Гончие – 250 штук, 2 Бладхаунда и 10 Такс, всего 650. С 1730 г. количество охотничьих собак молодого императора уменьшилось. В своре осталось не больше 50 Борзых и всего лишь 200 Гончих.
Русская псовая Борзая – воплощение утончённости, изящности и элегантности, с гордой и грациозной осанкой, с высоким и сильным телом. Во время охоты это неудержимый, бесстрашный и азартный помощник, который способен легко мчаться за зверем с большой скоростью. На отдыхе же Борзые становятся меланхоличными тихонями, миролюбивыми, деликатными и вежливыми, но обидчивыми на несправедливые замечания.
При знакомстве с картиной Петр с цесаревной Елизаветой в глаза бросается яркий контраст между излишней роскошью и убожеством, закрепляется вера в правдивость сюжета. На переднем плане несущиеся лошади с собаками, рядом бедные крестьяне, и всё это на фоне русского вне исторического серого пейзажа с покосившимися избами деревеньки.
На прошлой неделе удалось увидеть эту замечательную картину в живую. Она произвела на меня сильное впечатления и чувствуется дух того времени. Материал же статьи ответил на много вопросов.
Красиво! А ещё хочется посмотреть на это действо в живую, несущиеся лошади, русские псовые борзые, наездники в красивых одеждах. Собак этой породы видела много раз и пару раз видела их на гонках, очень красиво, как они бегут, как будто стрела летит.
Как художнику удалось на такой небольшой картине показать грациозных лошадей, стремительную гончую, настроение всадников, и еще часть села, в котором протекает крестьянская жизнь?!
Вообще мне нравится творчество этого известного художника. Но именно эту картину я не могу назвать моей любимой. Мн ее слишком понравилось, как на картине получились животные, да и люди тоже.
В свое время данная картина произвела на меня сильное впечатление. Удалось проникнуться происходящим на ней действием и ощутить кусочек истории той эпохи. Думаю каждому стоит ознакомиться с ней.
Автор в статье правильно упомянул Серова, как великого художника. Ведь, Валентин Серов, действительно, мог прекрасно соединить в одном произведении портрет, пейзаж и интерьер.
Как здорово удалось передать художнику настроение этой парочки. Природа, молодость, любовь, азарт. Как я им завидую …
Ох молодость. Когда-то и я со своим МЧ так же носились. Только на машине, а не на лошадях )))