Темой статьи будет изумительное произведение искусства канделябр Охота. Находится он в Ставрополе. Город привлекает туристов историческими, естественнонаучными и культурными объектами, которых здесь не меньше 200.
Ставрополь – это крупнейший город в Северо — Кавказском регионе, краевая столица и самый благоустроенный в РФ. Образован в XVIII веке как южный форпост Русского царства, а затем Империи. Первая часть названия, которое предложил князь Потёмкин, обозначает крест, а вторая – город. Через 8 лет крепость стала городом.
Оглавление
Достопримечательности города
Теперь гостей приглашают подняться на Крепостную гору, чтобы со смотровой площадки увидеть великолепие Ставрополя, который утопает в зелени, и посмотреть на главный символ города – Суворовский крест. Или просто погулять по «кавказскому Парижу», так Ставрополь величают за элегантную архитектуру с густыми парками, и посетить места, где бывали – Толстой, Лермонтов, Пушкин. Особенно привлекательна историческая часть города и расположенный там краевой музей изобразительных искусств.
Художественный музей
Сначала несколько слов о том месте, где экспонируется канделябр Охота. Художественный музей разместился в трёх зданиях, бывших купеческих особняках конца XIX и начала XX века. В советское время их сделали единым архитектурным ансамблем и причислили к историческим памятникам. Посетители посещают музей с 1962 г.
В самом старом здании, 1875 г., размещена «Золотая коллекция» классического искусства. Во втором, конца XIX века, организуют временные выставки и фестивальные программы. В третьем, самом нарядном строении в стиле псевдобарокко с элементами модерн, проходят музейно-эстетические занятия.
Канделябр Охота
Все экспонаты представлены в 4-х разделах и 17 коллекциях. Популярными у посетителей музея остаются залы, в которых выставлены предметы для украшения интерьера комнат особняков в XIX-начале XX века. Ни одна гостиная богатого городского дома того времени не обходилась без геридонов – фигурных подставок или круглых маленьких столиков на одной ножке.
Канделябр Охота по сути является геридоном. В ставропольском музее хранится 2 фаянсовых геридона. Это перевёрнутые конусы, изготовитель: севрские и французские мануфактуры, XVIII век. Предметы получены в дар от Новосибирской картинной галереи. На геридонах мастерски изображены сюжеты с моментами русской псовой охоты – русской традиции.
Сюжеты
Канделябр Охота имеет четыре грани. Все грани подставок выполнены с рисунками разных сцен, но на всех присутствуют собаки – главные герои охоты. Подобный жанр (анималистический) появился в XVIII веке, благодаря которому мы узнаём об охотничьих традициях.
Охота с собаками – комплектная: стая из гончих собак, соединённых попарно с помощью специальных ошейников. В стае было по 9-20 пар, называли их смычками. Этим собакам нужно было выгонять зверя на открытое пространство, поэтому выбирали выносливую породу с тонким чутьём и сильными длинными ногами.
Дальше в бой вступали борзые, их брали на охоту по 20 — 45 штук. Собаками руководили хорошо обученные многочисленные служители, причём у каждого была строгая специализация. Авторы таких картин сами были знакомы с охотничьими собаками, или тщательно изучали их перед написанием. В характере, эмоциях и настроении животных передано особое чувство художника к этим животным.
На одной стороне подставки он изобразил распластанные во время летящих прыжков тела Гончих, которых интересует только добыча. На другой грани эти же собаки отдыхают с чувством выполненного долга.
Изображения охотников верхом на мчащихся лошадях показывают зрителю размах, удаль, бесшабашность русских людей, а главное – азарт гонки за зверем. Видно, что лошади также приучены к охоте, к безрассудным скачкам, выносливые, не пугливые и послушные. На другой картинке видим женщину в походном платье и верхом на белой лошади. Для неё псовая охота – очередное развлечение, или даже праздник.
Немного истории
Столешницы геридонов часто делали мраморными, а ножку подставки крепкой и прочной, чтобы выдержала вазу, бюст или тяжёлый канделябр (шандал). Канделябром именовали декоративную подставку, в разветвления которой вставляли свечи или лампы. Высокие напольные канделябры называли торшерами.
Из-под их рук выходили настоящие произведения искусства высокохудожественных форм. В Древнем Египте старинные канделябры украшали гнёздами для свечей в форме цветков лотоса, обозначающего рождение света и жизни. Этруски изготавливали напольные канделябры (высота 1,5 м) с ножками как звериные лапы и с гнёздами для 4-х свечей. У древних римлян были также торшеры, но с росписью в канделябровом стиле с лёгкими декоративными мотивами и картинками вдоль вертикальной оси.
Авторы произведения
На геридонах ставропольского музея стоят 5-рожковые канделябры в поднятых руках женских фигур. Авторы изображения французские архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен. Персье – ведущий мастер в стиле ампир, законодатель вкуса при Наполеоне первом. Вместе с Фонтеном они сотрудничали 20 лет. Создали триумфальную арку дю Карусель, чтобы отметить победы императора, проектировали мебель и декоративное убранство интерьера, оформляли празднества.
Оба зодчих стремились возродить древнеримскую архитектуру с внушительными, слегка тяжеловесными и торжественными деталями, а также объединить её с декоративным искусством. Во время перестройки и отделки Фонтенбло, Мальмезоны, Лувра и интерьеров в других дворцах, обязательно придерживались требований ампира и нового, созданного ими, имперского стиля.
Пилястры (верхняя часть колонны), на потолках кессоны (углубления), позолота в большом количестве по тёмно-синему или красному фону и белый мрамор. Для составления орнаментов мастера использовали в изображениях военные доспехи, зверей, пальметты (растительный орнамент из пальмовых листьев). Такие элементы встречаются в египетском и этрусском искусстве.
Канделябры с женской фигурой в основании, по задумке Персье и Фонтена, выполнены в России в XIX веке. Подставку для свечей держит над головой стройная и молодая древнегреческая богиня победы с крыльями. Она босая и одета в лёгкую тунику, на голове лавровый венок. В мифах говорится, что богиня – покровительница музыкантов, актёров, спортсменов и всех, кто мечтает о победе.
«Золотая коллекция» Ставропольского музея хранит и другие канделябры. Это высокий подсвечник для 5 свечей с птицами вместо ручек. Изготовлено литое изделие из бронзы и мрамора, украшено позолотой и патиной. Ещё один позолоченный канделябр XVIII века держит маленький симпатичный Амур. На аукционе в Ставрополе предлагают позолоченный подсвечник из бронзы высотой 40 см. В основании 4-рожкового канделябра стоит очаровательный малыш-ангел. Цена 43 тысячи руб.
Всегда интересно узнать, как люди жили раньше, чем занимались. Хочется заглянуть в старинные купеческие особняки и увидеть изысканные предметы для украшения интерьеров того времени. Всё это можно увидеть в Ставропольском музее изобразительного искусства.
Резная причудливая мебель с оригинальными столиками на одной ножке. Фаянсовые подставки удивительной красоты и с изображениями, рассказывающими о развлечениях господ. А канделябры на них – настоящие раритеты, на которые смотрят с восторгом и восхищением.
С большим интересом изучаю историю страны в свободное время от работы. Интересно узнавать как люди жили в разные исторические эпохи. Материал прочитал с удовольствием и многое подчерпнул.
Интересная и познавательная статья. Прочитал ее с интересом и с удовольствием. Канделябр мне очень понравился. Смотрится красиво. Размеры у него внушительные. Детализация рисунков впечатляет.
Необычно и познавательно, вот о таких фактах не знала и даже догадаться не могла. что вообще такое возможно. Про охоту у меня такие смутные представления, что картины вызываю неподдельный интерес.
Не очень люблю такой стиль, какая-то сложная мешанина из классицизма и барокко, собаки на канделябре получились вполне себе правдоподобно, но обилие декоративных элементов портит впечатление.
По нашим временам вещь вполне занятная и необычная. Но не думаю, что в годы своего создания она считалась произведением искусства. Просто предмет обихода, раскрашенный посредственным автором.
Ну не знаю, а по мне так классная вещь. Красиво смотрится. Я бы такой купил для дома. Смотрел бы на него по вечерам.
Да, согласна, очень красивый раритет. Я видела подобный в эрмитаже.