Сегодня я приготовил для вас сюрприз. На страницах сайта Зоофанат, я часто рассказываю вам о различных произведениях искусства, в основном о скульптурах и картинах с изображением животных. Ну а сегодня я представлю, в качестве разнообразия, совершенно другой вид искусства — фарфоровую посуду. А именно тарелку с миниатюрой Виноделы по гравюре Сбор винограда, весьма известного в то время гравера Жака Куше. Представлена она в музее-усадьбе Архангельское в рамках постоянной экспозиции сервизов и посуды, изготовленных, в основном, на принадлежащей семье Юсуповых фарфоровой фабрике.
Оглавление
О тарелке
Вроде бы подобный экспонат мало чем отличается от картины, ну разве что размером. На самом же деле разница огромна. Тонкий, изящный рисунок, выполненный, разумеется, вручную, это половина дела. Сама тарелка должна быть отдельной ценностью. Изготовить фарфоровое изделие так, чтобы оно было тонким, звонким и абсолютно белым, без единого вкрапления, мог не каждый мастер и не каждый завод. Секрет изготовления такого фарфора передавался из поколения в поколение мастеров и также являлся большой ценностью. Да и техника наложения рисунка была тоже уникальной, имевшей серьезное отличие от стандартной живописи на холсте. То, что вы видите на фото, самое настоящее искусство, обладающее огромной культурной, исторической, да и что греха таить, еще и материальной ценностью.
О рисунке
А теперь давайте перейдем к сюжету рисунка под названием Виноделы. Собственно, в этом коротком названии отражена его суть. Мы видим старинную, кустарную винодельню. Нет еще на тот момент никаких серьезных механизмов в деле производства вина. Все делается вручную. Рядом с небольшим сарайчиком, рабочие занимаются делом. Каждый выполняет свою работу.
На заднем плане мы видим как бондарь завершает сборку большой бочки для вина, надевает железный обруч на подогнанные доски. Тогда бочки использовались повсеместно и спрос на них был высок, а значит и на каждой винокурне был свой работник с такой специальностью. Рядом с ним другой рабочий заканчивает подготовку большого, глиняного сосуда. В такие разливалось готовое, созревшее вино из бочек для поставки заказчикам. Прямо за ним третий работник уже открыл бочку и все готово для розлива.
Ну а в центре всей композиции, очевидно, стоит хозяин этой винокурни. Одет он в красивую, дорогую одежду и на голове его изящная шляпа, а не платок типа банданы. Он опирается на трость и никуда не торопясь, осматривает площадку хозяйским глазом. Если хочешь процветать, надо все контролировать до последней мелочи. Он это прекрасно понимает, взгляд его внимательный и придирчивый.
О собаке
А на переднем плане изображена собака. Это обычный, беспородный пес, скорее всего живущий здесь же, при мастерской. Это можно понять по тому, как спокойно он ест из маленького тазика. Если бы он был чужаком, то торопился бы, постоянно оглядываясь настороженно. Тогда часто собаки жили при каком-то пищевом производстве. Они не только охраняли хозяйское добро, но и вполне успешно боролись с крысами, хотя некоторые погибали в схватке.
В то время даже специально выводили соответствующие породы, главным делом которых и была беспощадная война с грызунами. Примером может служить Пражский крысарик, у которого главное предназначение даже закреплено в названии. Пес на картине явно любим и никому не является помехой. Все спокойно занимаются своим делом. В общем мы видим зарисовку рутинного рабочего момента того времени.
Интересное видео
Посмотрите короткий, но очень интересный видеоролик, в котором вам покажут обзор по экспозиции столового фарфора в музее-усадьбе Архангельское.
Личное впечатление
Лично мне очень понравилась эта тарелка. Я долго рассматривал все детали рисунка и, разумеется, сфотографировал ее для сайта. Как жаль, что в современной жизни лидерство захватили ширпотреб и стандартизация. Современные, промышленные изделия, по мнению обывателя «нисколько не хуже», а стоят неизмеримо дешевле. Однако нет у серийных изделий той индивидуальной прелести, того изысканного обаяния, той душевной теплоты, того подлинного мастерства. Есть простое, бездушное, фотографическое изображение и не более.
Ну а если и встречается изделие с рисунком, выполненным вручную, то нет уже целостности сюжета, не видна фантазия автора, есть только потворство низкому вкусу. Ничего не поделаешь, веление времени. Ну а если же вам, как и мне, хочется увидеть настоящее произведение искусства, приезжайте в Архангельское, чтобы своими глазами увидеть это чудо, чтобы приобщиться к настоящему, подлинному, непонятно как сохранившемуся после всех перипетий истории Государства Российского.
Подобные работы всегда удивляли меня оригинальной идеей. Вроде бы ничего такого, но смотрится очень красиво и эстетично.
Такую посуду только на праздники, в обычные дни с неё пельмени не поешь, уж очень красиво. Видно, что мастер вложил туда всю душу, я бы с удовольствием бы приобрела тарелочку для своей коллекции фарфоровых изделий.
Я была в этой усадьбе, впечатления непередаваемые, завораживает масштаб и красота имения. Посмотрели выставку фарфора, умели же…. причём расписывали обычные крестьяне а не знаменитые художники. Собакен симпатичный на картине.
Там можно заказать тарелочку или целый сервиз, цены только космические.
И я была в Архангельском на выставке фарфора. Мне тоже очень всё понравилось. Здорово всё увидеть своим глазами. Интересно все было и я фоткала всё там себе на память.
Даже представить себе не могу, до какой сложности пришлось художнику вырисовывать все мелочи картины на данной тарелки, ведь сама она не холст который огромных размеров. При всем при этом каждый элемент выполнен с ровными очертаниями гироев изоброжения, несмотря на изгивы и закругления контуров. И на самом деле такого уже не повтаришь, это мождет быть только в единственном экземпляре.