С квартиры на квартиру — одно из лучших полотен Виктора Михайловича Васнецова. Конечно же это мое личное мнение, а не истина в последней инстанции. Картина заставляет переживать, грустить, задуматься. Ее актуальность вряд ли когда будет потеряна. Времена меняются, но проблемы пожилых людей остаются и мало меняются к лучшему.
Оглавление
Музей Старая Третьяковка
Мы уже опубликовали несколько статей о шедеврах изобразительного искусства, хранящихся в Третьяковской галерее. Я сам часто бываю в столице нашей Родины и уже несколько раз посетил этот великолепный музей. Поверьте, одного раза не хватит даже для того, чтобы просто рассмотреть все полотна великих мастеров, там представленных. Я уж молчу о том, чтобы полностью их оценить. На это требуется очень много времени. Поэтому мы попытаемся приблизить их к вам каждой статьей о знаменитых на весь мир картинах.
В Москве, на Садовом кольце в районе Лаврушинского переулка, расположены здания Третьяковской галереи – знаменитого музея изобразительного искусства. В его фондах хранится 190 с лишним тысяч подлинных шедевров с XI по XX век, и их количество постоянно пополняется. Галерея создана в 1856 г. московским купцом Павлом Михайловичем Третьяковым и его братом Сергеем в частном особняке. Оба брата – любители-коллекционеры картин. Через 11 лет они открыли галерею для массовых посещений. В ней насчитывалось 1840 экспонатов: картин и других произведений искусства.
Когда в доме не осталось свободного места для полотен, пристроили 2-этажное здание с отдельным входом. С тех пор музей постоянно расширяется. Когда Сергей умер, в 1892 г., Павел подарил галерею городу. После смерти Павла все комнаты особняка вошли в число помещений галереи. С 1985 г. создали Новую Третьяковку, объединив Государственную картинную галерею Крымского Вала с музеем в Лаврушинском переулке. А перед старым зданием появился памятник основателю галереи Павлу Третьякову.
Виктор Михайлович Васнецов
В старой Третьяковке, среди старинных произведений и работ до 1910 г., находятся знаменитые полотна кисти русского художника-живописца, архитектора, мастера исторического и фольклорного жанра – Виктора Михайловича Васнецова. Будущий основоположник стиля модерн родился в 1848 г. в мае. Отец многодетного семейства, сельский священник Васнецов, давал детям уроки грамоты и рисования. Любимое развлечение у ребят было слушание сказок и историй. После окончания духовного училища и, не доучившись 1 год в семинарии, Виктор Васнецов уезжает в Петербург.
Сначала юный талант посещает Рисовальную школу (учитель И. Крамской), затем (1868 — 1875 гг.) учится в Академии художеств у Чистякова, пишет картины на бытовые темы. Закончив учёбу, 1 год жил во Франции, дружил с Василием Поленовым. Там родился эскиз «Богатырей». А еще была написана очень интересная картина Акробаты.
В 1885 г. Васнецов, вернувшись в Москву, до 1896 г. расписывает соборы. К этому же периоду относится создание живописного фриза, который находится в Историческом музее Москвы. А также сочиняет костюмы и декорации в новом русском стиле для «Снегурочки» и «Чародейки».
В полотнах последних лет жизни, уже известный художник передаёт тревогу и грядущие неизбежные перемены, особенно это заметно в картине «Варяги». К революции Васнецов отнёсся без энтузиазма, из Москвы не уезжал. В основном писал иллюстрации к русским сказкам и портреты. С супругой, первой русской женщиной с медицинским образованием, Васнецов прожил 50 лет. Семья воспитала 4 сына и дочь. Один сын, Андрей, также стал художником. Виктор Васнецов прожил 78 лет, его могила теперь находится на Введенском кладбище.
Описание картины С квартиры на квартиру
Во время учёбы в Академии, под впечатлением от полотен передвижников, Васнецов начинает писать картины с бытовыми сценами, в которых честно изображает сложную жизнь простых людей. В 1876 г., после одобрения задумки Крамским, и сделанных им поправок, Васнецов пишет картину С квартиры на квартиру, размером 53 х 67 см. Перед зрителями пожилая семейная пара, медленно бредущая по неприветливой зимней набережной Петербурга в поисках более дешёвого угла.
Оба одеты в старую, потрёпанную тёмную одежду, все их вещи уместились в один скромный узел. Мужчине, к тому же, сложно передвигаться, он идёт с палкой, и виноватым взглядом смотрит на супругу. Взгляд женщины устремлён в никуда. На лицах героев сюжета картины изображение страдания, недоумения и растерянности. И снова им идти с квартиры на квартиру.
Бесприютность, одиночество и безысходную тоску подчёркивает выразительный, мрачный и безлюдный пейзаж. Серо-свинцовый цвет низко нависшего неба в сочетании с грязным снегом говорит о беспросветности. Добавляет печали и удручённости сюжету стая ворон позади стариков и остов старой разбитой лодки, мимо которой они идут. Пара изображена на фоне величественного шпиля Петропавловской крепости. Этим автор подчёркивает разницу между богатыми и бедными.
Собака в сюжете
Рядом с путниками ещё один персонаж картины – преданный питомец. Съёжившись на ветру, маленькая собака терпеливо ждёт, когда подойдут хозяева. Этим добавлением Васнецов как бы удваивает критическую ситуацию сюжета. Маленький Бульдог чёрно-белой масти такой же старый и обречённый, покорный судьбе, но остающийся верным, и также скитается со своими хозяевами, хотя супругам теперь не до собаки.
Заключение
В картине Васнецова С квартиры на квартиру с первого взгляда видна суровая правда жизни бедных людей, которые жили в то время. Глядя на героев сюжета, появляется чувство сопереживания, понимание их безысходности и горечи. Удивительное и потрясающее полотно.
Какая атмосферная и печальная картина. Я даже прочувствовал на себе эту плохую погоду. Вид у стариков угнетающий, не по себе становится. Собачку тоже жалко, видно, что тоже не молодая уже.
Часто бываю в Третьяковке, но никогда не обращала внимания на эту картину. Видимо она затерялась среди более известных шедевров. Интересно, что за породу изобразил здесь Васнецов?
Вы правы, она висит очень высоко, я так и не смог с фотоаппаратом до нее дотянуться, потому и на фото такие искажения. Порода собаки, скорее всего, Французский бульдог. В то время она была очень популярна. К слову, это была любимая порода великого Шаляпина. У стариков она, видимо, осталась от прежней, вполне нормальной жизни. Вместе с ними состарилась и разделила свалившиеся на их плечи горести, как и положено верному другу.
Это либо дворняга, либо помесь. Скорее всего дворняга, потому что я не вижу у неё никаких признаков породы. Да и вряд ли в те времена обычные граждане могли позволить себе завести породистую собачку.
Вы правы конечно, внешне эта собака не очень похожа на чистопородную. Однако Вы судите по меркам нашего времени, а события на картине происходят около полутораста лет назад. Тогда не были параметры породы такими строгими, как сейчас. Кроме того, пара стариков явно из числа нуждающихся, но не обязательно так было всегда. Скорее всего раньше они жили в полном достатке, но что-то случилось и старость пришлось встречать и в другом помещении, максимально дешевом, и благосостояние их резко изменилось. Потому и приходится им переезжать, потому и идут с квартиры на квартиру…