На сегодня у нас посещение государственного художественного музея в Архангельском, где главная цель — коллекционная тарелка «Кавалеристы». Это Московская область, рядом с Красногорском и Москвой-рекой.
Сначала эта деревня называлась Уполозы, но после постройки храма, посвящённого Архангелу Михаилу, стала селом Архангельским. Здесь то и появился в начале XIX века дворцовый комплекс анфиладного типа. Затем, разграбленная и частично сожжённая войсками Наполеона усадьба досталась графу Николаю Борисовичу Юсупову.
Оглавление
Музей Архангельское
Восстанавливали дворец итальянские архитекторы. Они создали комплекс с тремя парками, к которым прилагались террасы, а главное здание оформили в классическом стиле. Из-за этих парков усадьба получила название Подмосковного Версаля. Самый примечательный павильон здесь – «Каприз», похожий на ротонду. На втором этаже малого паркового дворца расположен самый большой, Овальный, зал для балов и светских приёмов. Теперь здесь слушают классическую музыку.
Посмотрите небольшой видеоролик, в котором вам расскажут об одном из самых интересных помещений в усадьбе Архангельское — Овальный зал.
Главные экспонаты музея в Архангельском – скульптура, картины, книги и тонкий, белоснежный восточный фарфор из большой частной коллекции принадлежащей 5 поколениям Юсуповых. Здесь же хранятся сервизы и посуда, изготовленные в мастерских, которые были открыты Юсуповым в «Капризе» с 1818 г. В них расписывали белую посуду («бельё») с частного Императорского завода, или привозили из Франции. Спустя 5 лет у графа появилось собственное производство по отливанию фарфора.
Появление своей фабрики
Расписывать посуду доверяли специально обученным французскими мастерами крепостным крестьянам. Темы миниатюрных росписей, с добавлением собственных элементов, брали со знаменитых картин и портретной живописи, которые были в галерее у графа Юсупова. Но чаще расписывали цветочными мотивами, рисунки которых копировали из ботанических атласов, или мифологическими сценами. А в этом видеоролике вам подробно и со знанием дела расскажут обо всем Государственном музее-усадьбе «Архангельское».
Особенно хорошо получалась у крепостных живописцев компоновка рисунка и аккуратное вписывание в круглую форму прямоугольного изображения на каротинах. Цветовая гамма предпочиталась сдержанная и лаконичная, к которой удачно подходит позолота. Изображения народных умельцев получались слегка наивными и провинциальными, но тонкими и изящными, с особенным очарованием и теплотой, делая их уникальными и самобытными.
Всего в коллекции Николая Борисовича насчитывают 400 с лишним фарфоровых изделий XVI-XX вв. из Саксонии, Китая, Франции и России. Среди них представлены коллекционная тарелка «Деревенская девушка» и еще один фарфоровый предмет сервиза «Виноделы».
Художник Свебах
Больше всего живописцам нравилось выписывать на подарочных чайных парах, на чашках и блюдцах сцены картин, которые писал Жак Франсуа Свебах-старший (Де Фонтен). Художник любил изображать быт военных, сюжеты с кавалькадами, кавалеристами, бивуаками и конными сражениями.
Особенно хорошо у Свебаха получались лошади, которые присутствуют на всех его картинах. Также отлично у него получалась группировка фигур, изображение перспективы, удачный выбор натуры, светотеневые моделировки, но картины получались суховатыми.
Расписывая фарфор императорского завода, художник начал писать в новом стиле. Это была широкая и свободная манера росписи сродни акварели и с элементами ампира. К картинам Свебаха этого периода относятся Всадники и прачки и Привал кавалеристов – эпизоды из начала войны 1812 г. Картины выставлены в Архангельском музее-усадьбе.
Тема картины оригинала
О том, что это начало военных действий, можно судить по чистой, не потрёпанной одежде кавалеристов и крестьянки, сытых и откормленных изящных лошадях, а также наличию домашнего скота и не тощих собак. Рядом на картине стоит крепкое сельское строение, ещё не тронутое войной. Среди живописной группы гусар и женщины бросается в глаза фигура кирасира, оказавшегося здесь непонятным образом. В то время военные кавалеристы этих родов войск постоянно соперничали между собой.
Коллекционная тарелка
Для росписи предмета коллекционная тарелка «Кавалеристы», народные умельцы взяли только центральную часть сюжета картины Привал кавалеристов, поэтому произведение назвали просто — Кавалеристы. Справа изображён сидящий кирасир, он прислушивается к разговору гусара и крестьянки. В центре стоят две изящные осёдланные лошади белой и каурой масти.
Слева, позади белоснежного скакуна, стоит кавалерист-гусар. Судя по красному доломану (мундир) – Изюмского или Александрийского полка. На его голове кивер (специальный головной убор) со сложенным для похода султаном. Поверх ботиков (короткие сапоги с кисточками) рейтузы синего цвета, хотя в поход обычно надевали штаны серого цвета. Сюжет изображён внутри венка из полевых цветов, а также позолоченной и синего цвета окружностей.
Изображение собаки
Если внимательно присмотреться, на картине изображено три собаки, но коллекционная тарелка «Кавалеристы» может похвастаться только одной, которая стоит рядом с кирасиром. Это охотничий породистый пёс, скорее всего породы Легавая.
Таких дорогостоящих собак в то время заводили помещики. Откуда они взялись здесь? Остаются лишь предположения: или хозяева сбежали и бросили питомцев, или псарня расположена рядом. Если это брошенные собаки, они идут к людям в поисках корма.
Оба произведения, картина и коллекционная тарелка на стену, интересны и привлекательны сюжетом, над которым можно поразмышлять, оттенками и, особенно исторической правдивостью. Примечательно то, что картина написана настоящим мастером, а декоративная тарелка – народными умельцами. От этого изделие получилось наполненное индивидуальной прелестью, авторской фантазией, изысканным обаянием и душевной теплотой.
Интересная картина получилась, столько в ней деталей ) Если честно, то я собаку могла бы и не заметить, если бы не прочла в описании. Хотела бы я на такую тарелку посмотреть вживую ))
Были мы в Архангельском, видели эти тарелочки на них любоваться можно часами, они не хуже самой картины. Как можно с такой красоты кушать. Собаку и правда сложно увидеть и как ее лошади не затоптали.
Сложно ждать от такого искусства точности сходства с изображаемыми животными и людьми. Но мне понравилась яркость красок и попытка передать динамику происходящего, а не просто статичные фигуры.
Я бы просто полюбовалась на эти тарелочки, без детального рассмотрения. Возможно художник просто так нарисовал лошадей и собачку, и не стоит размышлять откуда эта собачка взялась.
Тарелка неплохо смотрится, хотел бы, чтобы что-то подобное было нарисовано на тарелке ребенка, тогда бы у него реже были проблемы с аппетитом. А вот как предмет искусства я ее не воспринимаю.